Нижневолжский информационный "Политцентр"
Home ] О Савченко ] События ] Политика ] Социология ] [ Аналитика ] Дискуссии ] Статистика ] Прогнозы ] Слухи ] Наши предложения ]

Пишите нам сюда volgapol@chat.ru 

Аналитические материалы "Политцентра"

15.05.2000 г.

 

О развитии общественных отношений в Волгоградской области.

1. Областная власть проблемы управления и координации

2.Общественные лидеры Волгоградской области

 

12.06.2000 г.

 

Вызываю на дискуссию

К нам едет ревизор

Агрокорпорация

 

10.07.2000 г.

 

Что Власть областная нам готовит?

Замечание по концепции развития Волгоградской области

 

О развитии общественных отношений в Волгоградской области.

1. ОБЛАСТНАЯ ВЛАТЬ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ И КООРДИНАЦИИ

А) Общественный имидж Н.Максюты и его аппарата.

Николай Максюта представляет собой случайную политическую фигуру на политическом небосклоне Волгоградской области. Получив власть в результате партийной принадлежности и тактического стечения обстоятельств (другие претенденты о критике в его адрес в период предвыборной борьбы в 1996 году практически забыли), он первое время не знал, что делать с полученной властью. Сегодня в своих выступлениях на страницах "Волгоградской Правды" он неоднократно в этом признается.

Итогом этого непонимания, как работает областная администрация, отсутствие команды и явилось сохранение постов ведущих замов Шабунина (Зацаринского, Кращенко, Овчинцева и т.д.). Первые месяцы прошли в желании резко порвать с прошлой администрацией, с ее программами и планами: агропромышленная корпорация с ее известным "воровством"; мост через Волгу; программы по молодежи и т.д. Важной особенностью этого процесса стала позиция "верных" помощников бывшего губернатора, которые продемонстрировали свою беспринципность в разрушении "старого" и строительства "нового". Население, особенно на селе (здесь по многим районам поменялись главы администраций), ожидало резкого смена курса проводимой политики, многие ожидали усиления коллективных хозяйств, повышения дотирования села и посевной 1997 года.

В прессе появились разоблачающие публикации о многочисленных финансовых нарушениях в областной власти Максюта публично говорил, что разберется с проблемами, некоторыми займется прокуратура.

На рубеже 1997-1998 гг. многие иллюзии рассеялись. У власти не оказалось даже примерной программы возможных социально-экономических действий по работе с широкими слоями населения. На работу оказывала огромное влияние Апарина и обком КПРФ. Например, снимают старого чиновника А.Полищука (главу Комитета по делам молодежи во времена Шабунина). В его поддержку идут письма с мест от вузов, школ, открытые письма десятков общественных организаций, внутренняя борьба. В итоге назначают представителя обкома А. Варакина, который все денежные потоки КДМ сосредоточил на Российском союзе молодежи (РСМ) и своей вексельной конторе во главе с Ключевским. Таким образом, финансирование большинства программ областной администрации пошло по партийной линии. Попытка остановить этот процесс с помощью Л. Семергея и старого состава Областной Думы не имеет успеха. Многие проверки финансовых дел (счетной палаты, контрольно-ревизионным управлением и т.д.) заканчиваются ничем.

Одновременно с этим процессом начинается "уход" старых беспринципных кадров с руководящих постов. Их функции постепенно переходят в руки к новым замам Максюты - Хорошевой, Антонову, Никулину, Галушкину и т.д. Важной особенностью всей системы власти оказывается человеческая неспособность Максюты к стратегическому и мало-мальски нормальному планированию и организации своей власти. К 1998 году только ленивый не пинал Максюту "ногами" за ошибки в управлении. Он сохранил агропромышленную корпорацию, влез в долги и т.д. Рейтинг в сельских районах стал стремительно падать, своя родная, советская власть, а помощи все нет и нет. Вину за эти неудачи пытались переложить на демократический состав Областной Думы, на отсутствие помощи из Москвы, плохим "Чеховым" и т.п. Практически не велась работа по укреплению имиджа Максюты. Многие продолжали считать его переходной фигурой. Он это мнение только подкреплял и совершенно не стремился создать свой хозяйственно-экономический клан, что могло бы в дальнейшем служить ему основой для сохранения личной власти.

В конце 1998 года в России происходит кризис, национальная валюта резко снижает свой курс. В результате, в 1998-1999 гг. растут поступления в бюджеты разных уровней, происходит подъем промышленного производства в масштабах всей области. При общем снижении жизненного уровня трансфертные (социальные) платежи сохраняют свое номинальное значение, в результате, появляются средства для других социально-экономических программ, формирования уверенности у властей, что происходит экономический подъем. Этим подъемом закономерно воспользовался и Максюта. Здесь интересно, что в первом полугодии 1999 года прирост промышленности в Волгоградской области заметно отставал от общероссийских показателей. И губернатор молчал, выжидал, ограничивался скупыми комментариями. После подведения первых итогов второго полугодия 1999 г. стало очевидно, что Волгоградские показатели не самые плохие по всероссийским масштабам. В результате, в своих выступлениях и в выступлениях его замов прозвучало, что администрация немало способствовала этому экономическому подъему. Очевидно, что этот успех будет основным аргументом новой предвыборной кампании.

За последнее время в 1999 - начале 2000 гг. Максюта и его окружение начинают формировать свой привлекательный имидж за счет города и общероссийских факторов (горячая телефонная линия для населения, помощь военным из Чечни, экономические успехи в области, повышение цен на проезд и на хлеб в Волгограде и т.д.).

Хотелось бы высказать социально-экономический и политический прогноз дальнейшей динамики общественного имиджа Максюты и его аппарата:

Во-первых, если сохранится экономический подъем, даже незначительный (в российской экономике это будет сложно сделать из-за повышения цен на энергоносители, повышения цен на ГСМ, неустойчивости рубля ), то службы и "помощники" губернатора, несомненно, выдадут его как однозначный успех правящей администрации и в 2000 году. За счет дополнительных средств, получаемых от промышленности города Волгограда, Волжского и т.д. произойдет резкое повышение дотирования села на посевную, социальные программы, особенно большие средства будут выделяться главам районных администраций, у которых также грядут выборы. Они будут непроизвольно стараться повысить рейтинг Максюты, т.к. при его поддержке шансы на политическую победу у них увеличиваются. И это уже происходит (см. Волгоградскую правду за 2 февраля (1 стр.)).

Во-вторых, Максюта начинает собирать силы своего аппарата для создания привлекательного имиджа областной администрации и в г. Волгограде. Сам он не сможет завоевать симпатии (это связано с личными особенностями), поэтому необходимо укрепить администрацию соответствующими фигурами. Это очевидно после появления нового зама Кабанова (известного городскому населению), который энергично взялся за промышленную, тарифную, транспортную проблемы. Его уважают директора, в случае выборов могут оказать и помощь. Кабанов часто выступает на телевидении, занимается демагогией, которая выгодна крупным предприятиям и монополистам и т.д.

Ходили слухи о назначении Агапцова (новым первым замом) с его "липовой" карьерой политика и хозяйственника. Он может принести Максюте часть своего городского электората и т.д.

В-третьих, судя по областному бюджету, происходит объединение СМИ для скоординированной информационной политики. Кое-где меняются редакторы (за некоторые газеты города Волжского идет подпольная борьба). Ходят слухи о создании негласного холдинга по работе со средствами массовой информации, особенно районными.

В-четвертых, очевидно, что будут организованы или активированы ряд общественных структур, которые будут рекламировать своего благодетеля Максюту и т.д.

И, наконец, последнее, но самое важное, если И. Шабунин рассчитывал завоевать Волгоград и Волгоградскую область в 1995-1996 гг., то Н. Максюта надеется сохранить свое положение и обороняться. Это означает, что он уже проиграл, у него психология "везунчика" не умеющего драться.

Б) Возможные противоречия.

Любая общественная система имеет противоречия, которые трудно согласовать. Схема работы администрации области следующая: губернатор - сильный заместитель- влияние партии. Важной особенностью хозяйственной и социально-политической системы Волгоградской области является отсутствие лидеров и нормальных управляющих. Большинство из таковых, как только формируется их имидж, уходят в Москву (по тем или иным причинам).

"Плох тот солдат, который не мечтает стать маршалом" - эти слова полностью соответствуют сегодняшнему положению В.Кабанова, который привык к своему "особому положению, среди политического и экономического сообщества в Волгоградской области". Он - слабое звено в аппарате областной власти. Ему уже приписывают желание пойти на губернаторские выборы. Однако, он этого не сделает, потому, что может потерять все. Поэтому он будет балансировать на грани: общаться с претендентами на губернаторское кресло, хранить "верность" Максюте, выторговывая себе лишние функции управления. У него идет процесс "накопления политического веса", и стать посмешищем в деловых кругах, как им стал Агапцов он не захочет. Тем более, по природе своего поста он полностью зависит от Максюты, у него нет запасного аэродрома во властных структурах, как у Агапцова в виде депутатского мандата. Также отсутствует и опыт предвыборной борьбы, денег нет, а менять такое положение ради сомнительного участия в выборах? Нецелесообразно. По нашему мнению, - это глупость. Кабанов адекватен и осторожен, тем более, что при любом победителе на выборах он свой пост сохранит.

Большое значение для нынешней областной власти играет партийный фактор. Максюта сильно зависит от партийного бюджета и Областной Думы, где большую роль играют коммунисты Приписнов, Агапцов, Сорокин, директора Некрытый, Болотин, Садыков. Зачастую, эти люди играют самостоятельную игру, осложняя проведение согласованной политики с Максютой, если только речь не идет о демократии и городе. Здесь очень много открытых и скрытых противоречий, которые неизбежно будут использованы в предвыборной борьбе.

Однако, если Максюта сумеет добиться поддержки своих политических амбиций КПРФ, то это создаст почву для единения с законодательной властью. Это может случиться, даже если Апарина будет против. Это связано с внутрипартийной борьбой в Волгоградском обкоме. Это связано и с желанием Агапцова перейти в администрацию. Так скорее и будет. Максюта добьется поддержки своих амбиций обкомом.

Максюта поспешил отойти от КПРФ руководствуясь политическим раскладом сил в г.Волгограде после выборов мэра. Когда ставленник КПРФ едва набрал 23-24 % голосов. После выборов в Федеральное Собрание маятник (Максюта) качнулся назад, он понял, что на селе сильны "красные" симпатии и позиции местных районных властей естественной опоры губернаторской власти. Других кандидатов, кроме Агапцова и Максюты у КПРФ нет. Для раскрутки нового человека (того же Галушкина) отсутствует и ресурс времени. Правда, если сама А.Апарина не захочет испытать свою политическую судьбу, а после "успеха" Селезнева она ее испытывать не будет, тем более, что у нее нет связки с главами районных администраций и т.д.

В связи с этим возможно объединение Агапцова и Максюты, обкома и губернатора. Так как это чревато узурпацией областной власти в руках КПРФ на выборах 2000 года. К сожалению, большую роль в этом политическом "браке" играет Галушкин, амбиции и пирровая "победа" которого вызывают опасения областной власти. Такое же опасение вызывает и мэр г.Волгограда.

Одновременно с этим происходит падение популярности Галушкина. Тем более, что у этого человека нет административных ресурсов, остались только деньги (которые могут быть ограниченны после налоговых проверок и т.д.) и связи (которые работают пока ты на Олимпе и перестают функционировать, если ты спустился с вершины, тем более, когда этот человек около года не будет работать в системе исполнительной власти). Таким образом, в системе областной и городской власти это лишний человек. В связи с этим Галушкин будет "петушиться", делать важный вид, но на выборы губернатора не пойдет. Его основное занятие выторговывать себе разного рода уступки (например, очевидно будет стремление организовать проход в областную Думу, на местах, в районах (особенно южных) своих приближенных лиц, которые помогли ему стать депутатом).

Однако, если объединение Максюты и Агапцова произойдет, то и здесь возникает противоречие. У Сергея Анатольевича есть болезненное самолюбие и честолюбие, оно неизбежно придет в противоречие с авторитетом Кабанова, который видит себя "единственным" законным наследником трона губернатора на возможных выборах 2004 года. Возможно, что сейчас это единственная помеха альянсу Агапцова и Максюты. Понимание этой ситуации может прийти этим "героям" и через некоторое время (несколько лет).

В) Потенциальные предвыборные возможности областной власти.

Волгоградская областная власть имеет несколько уровней взаимодействия на общественное мнение региона. Самым главным в этой системе отношений играют два основных направления: ВГТРК и система центральной и районной печати.

ВГТРК - практически единственный местный телеканал, который принимается на большей части областной территории. О том, что телевидение играет большую роль, можно определить, по тому скандалу, который развязался по поводу 8-го канала. Складывается ситуация, когда законы о СМИ и телевидении практически не работают, а лицензии перекупаются при поддержки чиновников.

Вторая глобальная возможность областной власти, это дотирование местной, районной прессы, в результате чего получается независимый от кого-либо источник информационного давления на общественное мнение жителей сельских районов области. Здесь получить возможность выступать, объяснить свою позицию у других кандидатов во власть нулевая только количество строк оговоренных в законе о выборах. Единственное противоядие - это организация выпуска дружественной газеты по адресам подписчиков районных изданий. Таким образом, произойдет раскол монолитного электората, возможности политической победы КПРФ резко снизятся (эту схему активно используют богатые Буратино из Москвы). Большую роль сыграет и зависимость от "новой" газеты глав районных администраций и претендентов на депутатский мандат, которые будут находиться в состоянии предвыборной борьбы.

Центральная пресса в лице "Волгоградской Правды" и "Вечернего Волгограда" не владеют монолитно общественным мнением жителей города, тем более их тираж распространяется в соответствующей аудитории (ветераны, пенсионеры, коммунисты и т.д.). Это доказали прошедшие предвыборные кампании Апариной и Агапцова.
Однако главный ресурс областной власти и пока мало осознаваемый - это местная власть. Главы районных администраций, которые по проведенному, нами анализу активно занимались подтасовкой данных во время выбора 19 декабря. Интересная ситуация сложилась по нашим избирательным округам. Представитель КПРФ М. Таранцов набирает 25,63% голосов, а В. Галушкин 40%. Что же произошло? Почему коммунист остается с 25% от общего числа голосов по округу, как и коммунист Апарина (22,92%), как и беспартийные (имеется в виду не с партией власти) 24,92% Кращенко и 23,43% Кириченко? А Василий Галушкин набирает 40%, как коммунист Куликов (40,96%) и как коммунист-аграрий Плотников (42,44%)?

Но это легко определяется, когда начинаешь считать голоса, поданные за КПРФ и "красных" и обнаруживают, что на 5-7% избиратели больше любят своих народных избранников, а не партии представителями которых они являются. Это называется в "прикладной политологии" - припиской.

Вернуться в начало

2. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ЛИДЕРЫ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

(возможные претенденты на губернаторский пост).

Здесь будут рассмотрены только претенденты на губернаторскую власть. Так их называют местные наблюдатели. Условно их можно разделить на два уровня:

Первый уровень (здесь имеются в виду "огромные" политические связи, экономические, административные, информационные ресурсы, всеобщая известность):
Н. Максюта, Ю.Чехов, О.Савченко.

Второй уровень (здесь имеются в виду некоторые политические связи, определенные экономические ресурсы, общественная известность): А. Апарина, В. Кабанов, В.Галушкин, С.Агапцов, И.Шабунин, И.Рыбкин. Иногда сюда относят - Л.Кириченко, А.Кращенко, А.Попова. Нельзя исключать и возможное появление неизвестных "искателей" власти.

Все вышеприведенные лица могут пойти на выборы в качестве претендентов. В случае участия любого из них электорат (не сторонники коммунистов) Волгоградской области будет раздроблен на несколько частей. Поэтому, каждый из этих политиков должны сделать все возможное, чтобы большая часть этих лиц не участвовала в выборах. Однако:

Кабанов не имеет достаточного авторитета для выборов такого масштаба (по нашему мнению, больше факторов играет против него);
Галушкин потеряет (за год) и не будет иметь административных (и много других) ресурсов. Также он имеет много недоброжелателей. (Однако - этот человек крайне непоследовательный и может рискнуть испытать судьбу, он ничего не теряет (мандат в "кармане"), способен с "треском" проиграть);
Агапцов зависит от решения Апариной и обкома, также мало ресурсов (для "демократически" ориентированных кандидатов лучше будет, если он пойдет официально от коммунистов, таким образом, расколется электорат красных, но, по нашему мнению, все коммунисты (Максюта и кампания) объединяться в единый трудовой фронт);
Шабунин имеет определенный авторитет в области и определенные ресурсы (претендент, который способен отколоть значительную часть электората, ото всех не коммунистических лидеров);

Возможно выдвижение Рыбкина - это роль "Ищенко 2000". Демагогия, популизм, деньги, московское прошлое. Возможно, объединится с Шабуниным и Кириченко, тогда это самый опасный противник на губернаторское место, после Максюты. Очень вероятно, что попытается договориться с Галушкиным и Апариной, чтобы "кинуть" и губернатора и мэра. В результате может повториться ситуация 1996 года, когда мэр и губернатор потопят друг друга, а "малоизвестный" человек победит.

Однако, когда создавался этот материал никто и ничего не знал о Савченко. Сейчас можно говорить о том, что Савченко О.В. - это "Ищенко - 2000". Слова, придуманные газетой "Днем за днем" - "Ищенко - разбудил Чехова, Савченко - Максюту", ярко доказывают российскую политическую тенденцию: "Не буди чиновника, выборы проиграешь!".

Вернутся в начало

ВЫЗЫВАЮ НА ДИСКУССИЮ

В последнее время в СМИ часто поднимается вопрос об очередном переделе собственности на крупные промышленные предприятия Волгоградской области. Из анализа публикаций и телерепортажей на данную тему невольно вырисовывается следующая картина: с одной стороны - это приветствие "чужого" инвестора в нашу область, где покупатель (хозяин) становится "спасителем" для очень широких слоев населения, которые до недавнего прошлого вели жалкое существование из-за низкого уровня заработной платы. С другой - областная, да и городская власти обижены: "Почему их не поставили в известность о продаже этих предприятий?" А почему, собственно, должны были ставить? Разве мы не шагаем к рынку, а, соответственно, "кто больше платит, тот и заказывает музыку".

На самом деле почему-то возникают одни и те же вопросы у читателей. Во-первых, почему эта проблема так остро встала вдруг именно сейчас? Где же были эти инвесторы 4-5 лет назад, когда уровень безработицы достигал максимального уровня, на грани остановки были такие предприятия как Красный Октябрь, Волжский трубный завод, Волжский подшипниковый завод и др.

Вы не обратили внимание, что процесс скупки акций предприятий совпадает с периодом наметившегося роста в промышленности. Именно тогда и начинается процесс инвестирования в местную промышленность. Пока промышленность была убыточна - она не интересовала инвесторов, как стала приносить прибыль и все начинают заниматься переделом собственности. В 1993-1995 гг. только государственные субсидии пытались остановить спад производства на промышленных предприятиях. Сегодня процесс квазиинвестирования пошел. А ведь это произошло после финансового кризиса 1998 г., когда часть банков обанкротилась, но ведь кто-то должен был и обогатиться.

Еще в прошлом году нас постоянно оповещали о том, что тот или иной Московский крупнейший банк приобретает промпредприятие в России, чаще всего предприятия по переработке сырья - алюминиевые заводы, металлургические, химические предприятия. Нетрудно было догадаться, что эта волна коснется и Поволжского региона (это те же предприятия по переработке сырья), кроме, пожалуй, химический предприятий. Они в отличие от первых стоят прочно на своих ногах и своей собственностью распоряжаются самостоятельно, им не нужны посредники при экспорте своей продукции.

Областной исполнительной власти приходилось разводить руками: "Ну, нет в бюджете нашей страны тех средств, которые "оживят" тяжелую промышленность области...", кормили обещаниями "выбить" средства, только подождите. И вот, несмотря на улучшение положения, предприятия все же "утекли". Это произошло в результате сильной концентрации финансового капитала крупных банков Москвы и, дождавшись момента, когда цена акций упала настолько, что была возможна их скупка. Стало возможно организовать очередной передел собственности.

Было бы наивно предполагать (как иной раз нам пытаются представить данную картину некоторые СМИ, живущие за счет иногородних капиталов), что пришли добрые дяди и тети, которые хотят помочь людям, платить им заработную плату и не дать остановиться промышленному производству. На самом деле мы имеем дело с "сырьевыми вампирами", которые будут "высасывать" из предприятия не только финансы, перетекающие в Москву, налоги от которых будут оплачены в федеральный бюджет, но и трудовые ресурсы через низкую заработную плату и отсутствие практической реализации социальных программ предприятия. Все мы помним историю с Волжским пивным заводом (П.Некрытый), когда новые собственники бельгийцы предложили отказаться от поддержки социальной сферы завода. Вряд ли доходы, полученные в результате производства, пойдут на инновации, улучшение условий труда, экологической обстановки, обновление оборудования и т.д. Главная цель инвестора - получение максимальной прибыли в кратчайшие сроки в результате посреднической деятельности, когда готовая продукция уходит за пределы страны, а миллионные суммы дохода "падают" на валютные счета за границей или как сегодня модно на офшорные фирмы.

Что же получает область взамен? А получает она относительно высокую занятость с независящим от деятельности предприятия доходом, способным покрыть минимальные расходы на восстановление рабочей силы, никаких социальных гарантий, минимальные поступления в областной бюджет и ухудшение экологического состояния в регионе, а, соответственно, на изменении в демографической ситуации надеяться приходится мало.

Перед нами предстает иная картина (более реальная картина) - смена хозяина крупного предприятия несет не инвестиционный характер, а эксплуатационный, где наряду с финансовым обогащением, можно получить и политический вес.

Вывод напрашивается один: мы хотим жить как на Западе - богатыми и здоровыми. Нас не устраивает только то обстоятельство, что они шли к этому десятилетиями, а мы хотим обогатиться за счет сиюминутного обогащения. За всем этим стоят не только особенности российского менталитета, но и несостоятельного федерального законодательства, где государство быстро отпустило из-под своего контроля такие стратегически важные для дальнейшего развития страны объекты промышленного производства, как топливно-энергетическую, металлургическую базу.

Аспекты данной темы:

Ставить условия местным политическим элитам;
Влияют на ход приватизации;
Динамика роста выпуска продукции не улучшается;
Инвестиции идут в экспортные характеристики продукции;

На приобретенных предприятиях - нет новых видов продукции, изобретений, нового оборудования;

Не работает антимонопольное законодательство, которое обязано следить за деятельностью крупнейших монополистов.

Рустем Аганбегян.

Вернуться в начало

К НАМ ЕДЕТ РЕВИЗОР

Недавно в администрации Волгоградской области контрольно-счетной палатой была проведена проверка использования кредитов. Результаты этой проверки предоставляют нам богатейший материал для размышлений. Некоторые выявленные факты настораживают и заставляют о многом задуматься.

Но не будем торопиться с выводами. Начнем по порядку.

Ни для кого не секрет, что, если у какого-либо субъекта, предприятия или организации, не хватает собственных средств для того, чтобы расплатиться по всем принятым на себя ранее обязательствам, этот субъект может получить кредит в банке. Это положение справедливо и для органов местного управления - администрация Волгоградской области, согласно закону Волгоградской области "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе Волгоградской области" и постановлению Волгоградской областной Думы, в 1999 году привлекла кредитных ресурсов банков на общую сумму 518 млн. руб. Что ж, цифра весьма значительная. Ведь с долгами-то нужно расплачиваться. Да еще и заплатить проценты за пользование этими же кредитами. Впрочем, для рыночной экономики это явление достаточно распространенное и опасений по большому счету не вызывает.

А настораживает другое: в ходе проверки представители контрольно-счетной палаты Волгоградской области установили факт нецелевого использования полученных кредитов. А это уже серьезно. Хотя, наверное,некоторые возразят: Не стоит, мол, делать из мухи слона, ведь мы уже давно привыкли к подобным ситуациям - то и дело с экранов телевизоров и со страниц газет к нам попадала информация о нецелевом использовании кредитов международных, о всевозможных проверках МВФ. Что уж говорить о каких-то мелочах - кредитах области! Но правила игры, в том числе и на рынке кредитных ресурсов, едины для всех - как для рядовых граждан, так и для власть имущих. Ну, а широко известно, что с тех, кто больше имеет, с того и больше спросится.

Основополагающим, фундаментальным принципом при кредитовании является целевой характер кредитов - деньги выдаются не просто так, только потому, что кому-то так захотелось, а под определенные цели. И использовать их иначе, чем заявлено, строго запрещено. А к нарушителям применяются штрафные санкции. Впрочем, наверное, запрещено для всех, кроме областной администрации. Иначе как объяснить тот факт, что 348,4 миллиона рублей, полученные администрацией Волгоградской области в 1999 году по пяти кредитным договорам на благие цели - выплату заработной платы работникам бюджетной сферы, на самом деле были израсходованы совсем по-другому. А именно: администрация области каждый вновь привлеченный кредит направляла на погашение предыдущего. Даже рядовой, не имеющий специальных экономических знаний гражданин, скажет, что, если один кредит расходуется на погашение прежних задолженностей, то сумма долгов начинает расти подобно снежному кому.

Между тем, если бюджет области нуждается в кредитных ресурсах банков, администрация области должна заранее предусмотреть возможность погашения взятых ссуд. Ну, а если она это сделать не в состоянии: Впрочем, речь идет не только об этом.

Еще один момент, наводящий на серьезные размышления, нужно отметить. Дело в том, что в том же 1999 году администрацией области заключено семь кредитных договоров по привлечению вексельных кредитов на общую сумму 169,6 миллионов рублей с одним и тем же (!) банком - с ОАО КБ "Волго-Донской инвестиционный банк". Эти кредиты предназначались для выплаты детских пособий и содержание социальных учреждений и на закупку сельхозтоваропроизводителями семян, запасных частей для сельскохозяйственной техники, горюче-смазочных материалов, удобрений и других неотложных работ в сельском хозяйстве.

Для сельхозпроизводителей нашей области, безусловно, деньги ох, как нужны. Да они и вексельным кредитам были рады. Если бы не одно но. Ряд вексельных кредитов были погашены областной администрацией в течение ближайших дней после того, как данные кредиты были оформлены. Так, вексельный кредит на сумму 10 миллионов рублей был погашен на второй день после получения, кредит на сумму 15 миллионов рублей - погашен через 5 дней.

Что же это означает? Неужели администрация области не понимала, что живые деньги, выплаченные труженикам сельского хозяйства, намного ценнее? Нет, скорее, это положение было ей известно. Тогда сам по себе напрашивается вопрос - что это за странная любовь чиновников к коммерческому банку? Ведь привлечение вексельных кредитов больше всего было выгодно именно ОАОКБ "Волго-Донской инвестиционный банк", при этом последний получает от подобных сделок до 300 процентов годовых. А сельхозпроизводители, о которых так пеклась администрация, на самом деле от таких операций либо недополучали 20 % кредитных ресурсов, либо получали продукцию по ценам выше среднерыночных на 20 %. Этого не было бы, заплати администрация "живыми" деньгами. Зачем же было "прокручивать" их через коммерческий банк? О том, что у администрации были эти самые пресловутые "живые" деньги свидетельствует тот факт, что кредиты были ну очень быстро погашены - от одного до пяти дней. Странная получается ситуация.

Но и это еще не все. Эксперты из контрольно-счетной палаты выявили опять-таки факты нецелевого использования этих кредитов. Между тем, областная администрация обязаны была осуществлять контроль за целевым использованием вексельных кредитов, переданных сельхозтоваропроизводителям в счет дотаций на сельское хозяйство.

Так, комитет по сельскому хозяйству и продовольствию администрации области не смог обеспечить контроль за своевременным и полным получением запасных частей и услуг по ремонту техники производителями сельского хозяйства от предприятий поставщиков, которые получили векселя. И, как следствие, труженикам сельского хозяйства, которым и так-то не сладко живется, в общей сложности было недопоставлено продукции на сумму, превышающую 200 тыс. руб., отпускные цены для них были завышены, да еще и продукцию они получали с опозданием - и причем весьма значительным - просрочка составила четыре месяца. На начало 2000 года ситуация сложилась таким образом, что из 20,1 миллионов рублей вексельного кредита, выданного двадцати администрациям районов в счет дотации районным бюджетам с последующей передачей этих векселей сельхозтоваропроизводителям, 11, 7 миллионов рублей десяти районам области управлением финансов не были зачтены в счет дотаций.

Сам по себе напрашивается вопрос -кому это выгодно и что за этим стоит? Мы по-прежнему будет занимать пассивно-выжидательную позицию и молчать?

А. Корелов

Кому это выгодно, смотрите материал в новой рубрике нашего "Политцентра" "События, люди, комментарии" - Политическая история депутата из народа (О Галушкине и его делах).

Вернуться в начало

АГРОКОРПОРАЦИЯ

Сейчас появилось большое количество публикаций, посвященных судьбе Агропромышленной корпорации. Попробуем разобраться, что же произошло на самом деле.

Образование корпорации пришлось на начало бурных перемен в экономической жизни страны, когда необходимы были структуры, способствующие налаживанию потерянных связей между сельхозпроизводителями и потребителями продукции сельского хозяйства. Одной из подобных структур стал оптовый продовольственный рынок. Кстати говоря, при его создании использовались в качестве примера западные аналоги. По результатам деятельности оптового продовольственного рынка у сельхозпроизводителя отпадает надобность в поиске покупателя на продукцию, между тем как крупные предприятия по переработке сельскохозяйственного сырья на тот момент работали неритмично. Вследствие этого необходимо было наладить взаимодействие во всей цепочке - от производителей до конечных потребителей продукции сельского хозяйства.

Поскольку речь идет о большом товарообороте, где необходимы огромные капиталовложения, то в качестве финансового ядра выступила ВАФК. Да, она получила во времена Шабунина поддержку не только моральную, но и материальную. Но нельзя забывать, что как любая рыночноориентированная рациональная структура, данные вложения носили характер долгосрочного инвестирования, поскольку И.П. Шабунин не собирался уходить со своего поста и не думал, что его преемники могут исказить положительную идею создания рыночной инфраструктуры. При этом возврат первоначальных капитальных вложений можно было отсрочить в надежде на получение прибыли корпорации с одной стороны, и значимых социально-экономических выгод для всей области, с другой.

Выборы губернатора 1996 года показали, что у ВАФК могут возникнуть проблемы, поскольку к власти пришел представитель коммунистической идеологии, изначально критикующий и не принимающий идеи рыночного развития сельского хозяйства. Поэтому после губернаторских выборов в январе 1997 г. по инициативе нового состава областной администрации была проведена ревизия использования бюджетных средств области в ОАО ВАФК. Результаты ревизии показали нерадужную, но предсказуемую картину: АПК за 2 года своего существования смогла возвратить лишь пятую часть своего долга бюджету области. Но в тех условиях это, скажем справедливости ради, неплохой результат для начинающей свою деятельность компании, так как в период становления и первого года работы корпорации происходило налаживание механизма ее функционирования. Логично предположить, что компании бы удалось расплатиться с областью, если бы цели руководства компании и областных лидеров совпадали. Но при смене власти цели областной администрации изменились.

В условиях бездействия нового состава администрации во главе с Максютой Н.К. ВАФК была единственно возможным способом получения помощи для крестьянских хозяйств. И в таких условиях любое ее функционирование было оправдано реальной помощью и кризисным состоянием сельского хозяйства области. Тем не менее руководство администрации пытается "навести порядок" в ВАФК и предложить свои условия ее функционирования: во-первых, хотелось прибрать к рукам прибыльное начинание и по этому поводу демонстрировать якобы собственную заботу о тружениках села, во-вторых, губернатор и его команда вышли с предложением сократить все посреднические мелкие организации в самой структуре корпорации и передать их в более "надежные и верные" руки.

К этому моменту администрация области владела 51 % акций агропромышленной корпорации, то есть контрольным пакетом акций. Таким образом областная администрация получила реальную возможность навязывать собственные интересы и единолично принимать решения по поводу функционирования ВАФК. Стремление к собственному обогащению и получению баснословных сиюминутных прибылей под нажимом администрации привели к резкой перемене в политике ВАФК . Если раньше ее основной целью было финансирование сельского хозяйства , то в новых условиях основным приоритетом в политике по отношению к сельхозпроизводителям стало получение дополнительных прибылей за счет таких "низких" мероприятий, как предоставление селянам ГСМ под проценты (чего раньше не было), занижение цен на покупаемую продукцию (цены были занижены по сравнению с рыночными на 30-60%), при этом готовая продукция стала реализовываться с 40% наценкой. В результате применения этих варварских методов крестьянским хозяйствам оказалось невыгодным сотрудничество с подобного рода структурами. Но выбора у них не было. В результате они оказались закабаленными, зависимыми от ВАФК, средств, полученных за урожай не хватало хозяйствам для того, чтобы расплатиться с собственными долгами перед агрокорпорацией. В результате, сама цель существования подобного рода структуры была полностью извращена. Из первоначального помощника сельхозпроизводителю корпорация превратилась в монстра, пытающегося сохранить всеми возможными средствами свое реноме.

В ходе исторического развития ВАФК в жернова политических интриг попадает большое количество людей, которые изначально пытались проводить новые идеи, а сейчас их пытаются привлечь к ответственности за погрешности как бывшей (по поводу недосмотра), так и настоящей (за навязывание необъективных условий) администраций области.

Итак, каковы результаты и последствия самого феномена ВАФК? Во-первых, уровень жизни в селе продолжает падать. Обещанная помощь со стороны администрации остается на словах, так как основной ее представитель ВАФПК не в состоянии предоставить средства для сельхозоборота по приемлемым для крестьян ценам. Крестьянским хозяйствам становится невыгодным осуществлять производство, а их долги неуклонно растут. Во-вторых, в накладе остались не только производители-селяне, но и потребители сельскохозяйственной продукции - в частности, горожане. На самом деле повышение цен на хлеб вызвано именно этой причиной. В-третьих, "уроки" функционирования агрокорпорации, что называется, не "прошли даром": недавно принято решение областной администрацией о необходимости создания продовольственного фонда (он, кстати, повторяет печальный опыт ВАФК, только в еще более грандиозных масштабах - если в корпорации разворовывалась половина, то продовольственный фонд полностью уходит на предвыборные программы).

Таким образом, волгоградская агропромышленная корпорация закрывается. Но проблема поиска и налаживания механизма конструктивного взаимодействия органов власти, производителей и потребителей сельскохозяйственной продукции остается. И требует своего решения.

Мы думаем (большинство аналитиков "Политцентра"), что мудрость Максюты заключается в том, что он все-таки закрыл агрокорпорацию. А мудрость следующего губернатора будет заключаться в том, что он закроет и продовольственный фонд. И этот процесс вечен.

Екатерина Иванова

Вернуться в начало

ЧТО ВЛАСТЬ ОБЛАСТНАЯ НАМ ГОТОВИТ ?

В мае 2000 года на коллегии Волгоградской обладминистрации в присутствии научной общественности Волгограда А. Плотниковым, вице-губернатором был озвучен проект федеральной целевой программы "О социально-экономическом развитии Волгоградской области в 2001-2005 гг." Мы думаем, нашим читателям интересно будет узнать, что власть областная нам готовит.

"В программе предлагается на основе комплексного подхода, баланса интересов государства, естественных монополий, местных органов исполнительной власти обеспечить эффективную разработку....., реализовать уникальную возможность повышения конкурентоспособности продукции традиционного экспорта крупнейших предприятий черной и цветной металлургии (металлургический завод "Красный Октябрь")..." В последних числах мая 2000 г. "Красный Октябрь" пикетировал областную Администрацию в знак протеста по поводу недостаточного обеспечения электричеством, что может привести к окончательной остановке металлоплавки. Уже сегодня областная Администрация не в состоянии обеспечить баланс интересов данного крупного предприятия, как и других и естественной монополии РАО ЕЭС России. О каком прогнозировании до 2005 года идет речь, если администрация области не может нормально обеспечить отношения сейчас?

Промышленная политика в Волгоградской области, изложенная в данной программе, представляет, по своей сути, во многих местах лишь простую констатацию фактов - какой уровень промышленного производства достигнут в отраслевом разрезе, причем в ближайшее время - данные приводятся по прогнозам на 2000 год.

Основным недостатком данного раздела следует назвать тот факт, что программа ориентирована на общероссийские масштабы. В частности, говорится о необходимости организации производства технологического машиностроительного оборудования в России. Здесь необходимо было бы уточнить, каким образом на местном уровне будет решаться данный вопрос. Неужели мнение наших властей будет определяющим фактором для Москвы и правительства России?

Можно отметить следующие моменты программы, вызывающие возражение. Среди приоритетных целей этого раздела отмечается "увеличение производства продукции, повышение эффективности управления, создание дополнительных рабочих мест, увеличение поступлений налогов и сборов". Два первых положения абсолютно верны, но далее речь идет по сути дела об увеличении занятости в сельскохозяйственном секторе. Если областные власти хотят таким способом повысить производительность и достичь более высоких показателей выпуска продукции, то это означает, что мы вновь как в недавнем социалистическом прошлом выбираем экстенсивный путь развития (увеличение конечных показателей достигается при таком походе расширением числа используемых факторов производства - земли, трудовых ресурсов). Тогда о действительном возрождении села говорить не приходиться. Сегодня промышленно развитые страны уже давно отказались от такой практики. Доля рабочей силы занятой в аграрном секторе в этих странах очень невелика (1,9% в Великобритании, 4% в Бельгии), но, несмотря на это, им удается удовлетворять не только потребности страны в продовольствии, но и экспортировать сельхозпродукцию за рубеж. Для реального реформирования агросектора области необходима, прежде всего, интенсификация сельхозпроизводства, которая включает использование новой техники, применение современных технологий выращивания и уборки, разработка новых более урожайных сортов и т. п. Естественно, что подобная интенсификация потребует определенной поддержки со стороны государства, и, в частности, областных властей. Но она должна носить адресной характер и не выливаться в "накачивание" сельского хозяйства деньгами при отсутствии уверенности в их возвращении. С другой стороны областные власти должны оставить простор для деятельности самих сельхозпроизводителей. Поддержка с их стороны не должна превращаться в тотальный контроль за производством и реализацией. Нужно отметить, что в программе упоминается об "определенной государственной поддержке" и "государственном протекционизме", которые "должны обеспечить прирост продуктивности сельского хозяйства", но конкретные направления этой поддержки предложены не были. Вообще для данной программы характерна некая размытость, отсутствие четких мероприятий и источников их финансирования, что позволяет говорить о многом и вместе с тем ни о чем конкретном.

Рассматривая ту часть концепции Федеральной целевой программы "О социально-экономическом развитии Волгоградской области на 2001 - 2005 годы", которая посвящена инвестициям и капитальному строительству, нельзя не отметить ряд недостатков.

Во-первых, положения данного раздела носят сугубо обзорный, не аналитический характер. Программа развития предполагает планирование различных мероприятий по срокам, направлениям, с выделением ответственных лиц за ее выполнение. В инвестиционном же разделе ничего подобного нет.

Во-вторых, совсем не уделяется внимание мерам по стимулированию инвестиционной активности местных предприятий, а именно этому следует уделить первоочередное внимание. Так, в программе сказано лишь о необходимости развития и расширения информационно-консультационных услуг при финансировании инвестиционных проектов, между тем существуют и другие направления развития инвестиционной активности - в частности, необходимо улучшать инвестиционный климат в области за счет совершенствования нормативно-правовой базы функционирования местных предприятий. Возможно, целесообразно было бы внести предложение и принять законы на уровне области по освобождению от части налогов предприятий, осуществляющих производственную деятельность до полной окупаемости вложенных средств. Думается, такие меры способствовали бы притоку инвестиций в Волгоградскую область.

В-третьих, адресная инвестиционная программа, на которой построена будущая инвестиционная политика, по своей сути никакой смысловой информационной нагрузки не несет. Так, ключевым критерием включения объектов в данную программу является обязательное требование эффективного развития базовых отраслей, сохранения достигнутого роста промышленной продукции и повышения эффективности производства. Таким образом, инвестиции в создание новых предприятий как бы остаются "за кадром". Кроме того, основными объектами инвестирования, согласно данной адресной программе, являются предприятия естественных монополий, крупнейшие предприятия России. Уважаемый читатель Вы себе представляете, что областная администрация собирается инвестировать в такие высокомонополизированные структуры как "Газпром", "Лукойл", РАО ЕЭС России и т.д..( см. раздел программы пункт 4.1 Адресная инвестиционная программа).

Между тем, подобные компании, думается, как раз и обладают резервом собственных источников финансирования инвестиций. А адресная инвестиционная программа должна быть ориентирована в первую очередь на помощь тем предприятиям, которые, с одной стороны, обладают потенциалом конкурентоспособности, а с другой стороны, не имеют возможности финансирования инвестиций за счет собственных средств.

Кроме того, не указаны такие моменты, как: кто будет разрабатывать основные мероприятия по программе, какие мероприятия будут предусмотрены (хотя бы в самых общих чертах направления совершенствования инвестиционной политики области), каковы сроки их осуществления. Поскольку подобных аспектов нет, никакой ответственности областные органы власти на себя не принимают за исполнение программы.

Думается, что в ближайшее время задействовать источники, предоставляющие портфельные инвестиции в наши предприятия, просто нереально. Известно, что отечественные предприятия, особенно на местном уровне, практически не используют эту возможность для финансирования инвестиций, поскольку акции лишь небольшого количества стабильно работающих предприятий в масштабах всей России котируются на рынке ценных бумаг, в ценные же бумаги других предприятий никто средств вкладывать не будет. В этом случае было бы ошибкой делать ставку в инвестиционной политике на портфельные инвестиции.

В целом адресная инвестиционная программа неконкретна. Это основной ее недостаток. Она полностью обезличена. Кроме того, возможность применения сдерживающей политики в условиях "перегрева" экономики по меньше мере не актуальна, если речь идет о перспективах развития до 2005 года. О каком "перегреве" может идти речь, когда экономика находится в глубочайшем кризисе, наиболее отчетливо и глубоко проявившемся как раз в инвестиционной сфере. И для выхода из подобной "ямы" нам потребуется гораздо больше, чем 5 лет.

Таким образом, можно смело говорить о том, что областная Администрация в очередной раз строит воздушные социалистические замки в области планирования народного хозяйства Волгоградской области.
Карен Аганбегян.

Многие СМИ хвалят эту программу, кроме редакции газеты "Днем за днем". Ну, что же - это объективная позиция.

Вернуться в начало

ЗАМЕЧАНИЯ ПО КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Создание подобной программы способно строить долгосрочные планы социально-экономического развития региона с целью обеспечения полноценного воспроизводства как природных так и людских ресурсов. Тем не менее, она не лишена недостатков.

В разделе "Актуальность программы" говорится о промышленном росте в 1999 г., который составил 15 %. Дальнейшие перспективные планы развития области исходят от дальнейшего экономического роста промышленности. На самом деле на сегодняшний день, несмотря на то, что уровень развития промышленности не отстает от прежних показателей, замечено значительное снижение темпов роста, что может в дальнейшем не оправдать перспективного планирования.

"В программе предлагается на основе комплексного подхода, баланса интересов государства, естественных монополий, местных органов исполнительной власти обеспечить эффективную разработку....., реализовать уникальную возможность повышения конкурентоспособности продукции традиционного экспорта крупнейших предприятий черной и цветной металлургии (металлургический завод "Красный Октябрь")..." В последних числах мая 2000 г. "Красный Октябрь" пикетировал областную администрацию в знак протеста по поводу недостаточного обеспечения электричеством, что может привести к окончательной остановке металлоплавки. Уже сегодня областная администрация не в состоянии обеспечить баланс интересов крупного предприятия и естественной монополии РАО ЕЭС.

"В разделе программы "Социально-экономическое возрождение села" предусматривается до 2005 года обеспечить производство продуктов питания на уровне, достигнутом в 1989-1990гг." Безусловно, сегодня актуально поднимать вопросы продовольственной безопасности региона, но есть ли необходимость обеспечения того уровня производства продуктов питания? (если не брать в пример условия простого воспроизводства и обеспечение голодной армии). Дело в том, что изменилась структура потребительского рынка, так как большое количество продуктов сегодня представлено иностранными производителями. В связи с этим изменился качественный и количественный спрос на товары, изменились вкусовые предпочтения потребителей. Было бы целесообразным обеспечение производства конкурентоспособных продуктов питания из экологически чистых продуктов питания, способных удовлетворить спрос не только рядовых граждан России, но и армию.

В докладе делается акцент на использование имеющегося потенциала тракторного и сельскохозяйственного машиностроения Волгоградской области. В связи с тем, что происходит интеграция России и Белоруссии, для многих хозяйств выгоднее покупка запчастей и машин Белорусского производства, так как они были всегда основной единицей в парке тракторов. Очень сложно судить о конкурентоспособности тракторов Волгоградского производства. Было бы целесообразным создать конкуренцию Белорусским тракторам, начиная с запчастей на их тракторы. Дальнейшее развитие могли бы получить модернизированные модели.

Областная администрация предполагает получение дохода от использования природных ресурсов области (минеральная вода, грязи, бишофит и т.п.). Здесь речь идет об огромных капиталовложениях, прежде чем они станут окупать себя, так как мест отдыха много и для того, чтобы привлечь население необходима работа в области рекламы особенных свойств природных ресурсов области. Для начала было бы целесообразным создать условия для сельского туризма жителей г. Волгограда и крупных городов области, куда можно было бы доехать без проблем с транспортом. Подобные места отдыха быстро рекламируются среди жителей посредством общения. Примером может служить санаторий "Волгоград" на Горной Поляне, который на сегодняшний день привлекает не только жителей области, но и других регионов России.

В докладе говорится об открытии новой индустрии бизнеса на территории области в основном за счет "усиления стремления ветеранов, молодого поколения посетить исторические памятники боевой славы в период Войны и созидательного труда при возрождении из руин Сталинграда, крупных общенациональных строек послевоенного периода". Безусловно, Сталинградская битва стала коренным переломным моментом во всей ВО войне, память о событиях более 50-летней давности были и должны оставаться в памяти, но интерес со стороны молодого поколения к данной проблеме падает. Возникает необходимость создания нового подхода к воспитанию подрастающего поколения и воспитания "Сталинградского патриотизма" (это может быть оформлено в виде отдельной программы развития).

В основных направлениях развития промышленности говорится о максимально возможном увеличении рабочих мест и росте уровня заработной платы. Анализ рынка труда дает основание сделать вывод, что в Волгоградской области низкий уровень безработицы. Другой вопрос - это несоответствие структуры спроса и предложения на рабочие места. Сейчас регион переполнен высококвалифицированной рабочей силой, с высшим образованием, претендующем на высокооплачиваемые рабочие места. Со стороны предприятий поступают предложения на низко квалифицированные, рабочие специальности. Было бы целесообразным создание условий для создания и поддержания предприятий малого бизнеса, которые способны создать высокооплачиваемые рабочие места. Условия конкуренции их вынуждают более эффективно работать, внедрять новые технологии. Если будут выполняться условия выпуска конкурентоспособной продукции крупных промышленных и продовольственных предприятий области, то возможно будут создание высокооплачиваемых рабочих мест, но негативным последствием должно стать сокращение рабочих мест. С другой стороны, возможно расширение сферы деятельности предприятия. примером здесь может служить ОАО "Поволжье", которое за счет выпуска конкурентоспособной продукции способно поддерживать уровень заработной платы на высоком уровне по отношению к другим предприятиям г. Волжского, так же используется высокотехнологичное оборудование, которое обслуживают высококвалифицированные кадры.

Следующим пунктом является "сдерживание роста цен на энергоносители, а по возможности и их снижение". Кроме как популистским данное высказывание назвать нельзя ничем, так как администрация области не способна воздействовать на цены на энергоносители. Ярким примером здесь может служить положение "Красного Октября" с энергоресурсами.

Освоение промышленными предприятиями новых направлений в производстве возможно за счет конкурса на данные мероприятия.

Большая ставка делается на дальнейшую разработку природных ресурсов. Думается, что необходимо эффективнее использовать разработанные недра, оставив ресурсы другим поколениям. Разработка новых месторождения - экстенсивный путь развития промышленности.

Рост объемов производства ожидается за счет роста производства частных предприятий - "Лукойл - волгограднефте-переработка", Волжский трубный завод, "Волтайр", Волжский оргсинтез, Химпром, Каустик.

Большое внимание в докладе уделяется электроэнергии, где говорится, что из-за перевода Волжской ГЭС в состав РАО ЕЭС России, отпускные тарифы повышены в 3,5 раза. следует напомнить ситуацию с Красным Октябрем. Также известны случаи, когда отдельные предприятия создают самостоятельные электростанции. Например, Волгоградская академия государственной службы.

По разделу "Развитие социального обслуживания семьи и детей" возникло несколько вопросов:

каким образом открытие областного социального детского приюта и перевод в новое здание областного центра социальной помощи семьи и детям позволит снизить остроту проблемы детской безнадзорности и социального сиротства?
организация оздоровительного и социально-реабилитационного центра для детей и подростков из социально незащищенных семей и оставшихся без попечения родителей намечено на 2003-2005 г. Хотя проблема требует безотлагательного разрешения. Ничего не говорится о мероприятиях, предупреждающих негативные последствия.
оптимистично было бы предполагать о доступном жилье для молодой семьи.

"В сфере культуры" нельзя согласиться, что уровень посещаемости театров, кинотеатров, концертных залов остается высоким. Из-за недоступности цен посещаемость подобных мест упала по сравнению с доперестроечным периодом. Тем не менее такой регион, как Волгоградская область должны иметь хотя бы один современный кинотеатр, не уступающий западным аналогам.

Памятник -ансамбль "Героям Сталинградской битвы" на Мамаевом Кургане "несет в себе огромный потенциал патриорической воспитательной работы для молодежи и всего населения РФ". Сам по себе ансамбль не может "нести", но за счет рекламы не только в РФ, но и за ее пределами подрастающее поколение должно постоянно информироваться о подвигах во время ВО войны, здесь может быть развита программа "Сталинградского патриотизма".

Самая большая библиотека области - библиотека им. М. Горького, на сегодняшний день находится в плачевном состоянии. Так как это постоянный источник информации, то сегодня библиотека не может работать в полную мощь. А основные мероприятия по укреплению материально-технической базы библиотеки запланированы на период 2001-2005 гг.

Идея издания фотоальбома "Царицын-Сталинград-Волгоград", посвященного 55-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне, была "подсмотрена" в рекламном ролике Е. Ищенко, поскольку программа рассчитана на 2001-2005 гг., то было бы актуально издание подобного альбома, посвященного 60-летней годовщине Победы в ВО войне или 60-летней годовщине победы в Сталинградской битве.

В разделе "Высшая школа" говорится о доступности образования, бесплатном высшем профессиональном образовании. Дело в том, что к тому времени наступит демографический спад и учиться во всех имеющихся государственных и негосударственных учебных заведениях будет некому. Конкурс в высшие учебные заведения практически спадет и спросом будут пользоваться вузы общероссийского и международного значения.

Екатерина Иванова.

Вернуться в начало

Home О Савченко События Политика Социология Аналитика Дискуссии Статистика Прогнозы Слухи Наши предложения

Hit Counter